Велосипеды «Спутник» давно сняты с производства, но благодаря ностальгии и стремлению постсоветского человека усовершенствовать и максимально улучшить то, что попало в его руки, многие из этих «железных коней» обрели совсем другую жизнь в наше время.
Велосипеды Спутник
При всем уровне развития современных технологий и их материальной доступности, существует, например, множество поклонников старых пленочных фотоаппаратов и их современных копий и оптики — аналогичное явление есть и среди велосипедистов. Причем эти люди не обязательно являются коллекционерами раритетных велосипедов — многие действительно ездят на своих советских велосипедах, таких как «Спутник», преодолевая порой довольно большие расстояния, увлеченно обсуждают их с единомышленниками на форумах, ремонтируют и совершенствуют.
Харьковский велозавод тогда и сейчас
Харьковский велосипедный завод, начавший работу в середине XX века, быстро занял лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. Предприятие освоило выпуск различных типов велосипедов — от трехколесных детских и юношеских до трековых и шоссейных для профессиональных спортсменов.
Самая известная серия велосипедов HVZ:
- «Украина», пожалуй, самый знаменитый советский велосипед и к тому же самая старая номенклатурная линейка завода: эти байки там начали выпускать буквально с момента пуска предприятия; универсально-проходимый как мужской, так и женский варианты рамы.
- «Спутник» – велосипед для широкого круга любителей, настоящий «спутник» туриста с мягким сиденьем, крепкой рамой и надежной механикой;
- «Турист» – еще один универсальный байк, но, в отличие от «Украины», с ручным тормозом;
- «Старт-шоссе» – спортивно-шоссейная линейка; отличительные характеристики ‒ облегченная рама и целых семь передач.
Здесь, конечно, важную роль сыграла подготовка к Олимпийским играм 1980 года, для которых завод специально разработал и выпустил «малым тиражом» две модели велосипедов: прогулочный «Рекорд» и гоночный «Чемпион-шоссе», которые сегодня очень ценятся среди коллекционеров благодаря своей редкости.
В настоящее время HVZ продолжает выпускать недорогие велосипеды под маркой «VODAN»; актуальный каталог компании включает более 50 моделей, от горных до детских велосипедов.
Нюансы велосипедов «Спутник»
Они привлекательны не только для коллекционеров и любителей советской эпохи. Велосипеды «Спутник» по-прежнему мобильны и могут преодолевать значительные расстояния, а значит, представляют большой интерес для любителей классических велосипедов. Если поискать, то можно легко найти несколько сообществ велосипедистов, члены которых очень ценят старые велосипеды. Эти велосипедисты очень близки друг к другу и обмениваются советами по ремонту и обслуживанию велосипедов, а также передают ценные детали и аксессуары для специальных моделей.
Велосипед «Спутник» советских времен является хорошей основой для переоборудования гаража. Ведь техническое оснащение велосипеда до сих пор находится в вполне пригодном для использования состоянии, несмотря на прошедшие годы. Это и неудивительно, ведь Советский Союз — это особая эпоха, в которой все делалось на века. Именно поэтому «Спутники» часто служат основой для создания специальной модели
Спутники» производились Харьковским велосипедным заводом (ХВЗ). Предприятие было основано в середине 1920-х годов. Через несколько лет Харьковский паровозостроительный завод своим производством достиг лидирующих позиций в стране:
- детских 3-хколесных велосипедов;
- трековых моделей;
- шоссейных байков;
- велосипедов для подростков;
- моделей для профессиональных спортсменов.
Если говорить конкретно о велосипедах «Спутник», то их главными поклонниками являются обычные люди, ведущие активный образ жизни. А именно, это туристические модели, которые имеют мягкое седло и достаточно прочную раму. Конечно же, производители поработали и над качеством сборки и оснастили всех «спутников» высококачественными комплектующими.
Читайте также Велосипед Sura — история и популярные модели
Серия велосипедов с типично советским названием «Спутник» выпускалась в 60-80-х годах прошлого века. Серия состояла из 6 моделей туристических велосипедов. Сегодня ХВЗ все еще существует, но уже под другим названием — ВОДАН. Хотя завод, конечно, выжил после распада СССР и неплохо себя чувствует сегодня, спутники не дожили до капитализма и поэтому остаются отголоском советской эпохи.
История модельного ряда
В течение 20 лет было выпущено множество советских мотоциклов «Спутник». Все модификации были ориентированы на взрослых мотоциклистов с активной жизненной позицией. Хронологически модельный ряд можно представить следующим образом:
- «Спутник В-34» — стартовая модель. Велосипед собирали на протяжении 1961–1964 гг. Основные характеристики: ручные тормоза, спортивный руль, 3-скоростная трансмиссия. В базовой комплектации была предусмотрена сумка с инструментами для ремонта и компактный насос.
- «Спутник В-37». Модель выпускалась с 1964 по 1987 год. Конструкторы модернизировали байк, улучшив тормоза и эргономичность седла. Изюминка велосипеда – установка трещотки на заднюю втулку. Комплектация предусматривала установку руля спортивного типа и контактных педалей, что помогало увеличить нагрузку и достичь лучшей аэродинамики. В базовую комплектацию входили та же сумка с инструментами и насос для подкачки колес, раритетный звоночек, запчасти для трещотки, электрическое оборудование.
- «Спутник В-39». Модель, которую ХВЗ выпускал с 1968 по 1973 год. Велосипед практически не отличался от своей предыдущей версии. Но эксперты в считанные секунды могли распознать отличия. Так, на В-39 ставили ободья из стали или дюралюминия, более усовершенствованные переключатели скоростей и надежные педали, обеспечивающие хорошее сцепление со стопой. Раму, переднюю вилку и колесные щитки украшали разноцветной эмалью и изящными наклейками. Более того, металлические элементы конструкции были покрыты слоем хрома.
- «Спутник В-301». Это принципиально новая модель, которая, судя по официальным данным, предназначалась для деловых поездок, путешествий и прогулок. Модель комплектовалась трансмиссией на 4 передачи, мягким седлом и педалями с туклипсами. Велосипед выпускался в двух модификациях: в базовой и расширенной комплектации. В базовом оснащении велосипедист получал все ту же сумку с инструментами, кормовой светоотражатель, звонок, небольшой ящик на багажник. А вот за дополнительную плату ХВЗ снабжал велосипед еще и передним багажником, зеркалом заднего обзора, динамо-машинкой и фарой. В-301 собирался на раме закрытого типа с ручными тормозами клещевого типа. Последняя партия велосипедов вышла в 1975 году.
- Версия 153-414. Велосипед выпускался с 1975 по 1977 годы. Многие по-прежнему считают эту модель классическим «туристом». Довольно жесткое седло, педали-«топталки» и задняя втулка, рассчитанная на 3 или 4 звезды – далеко на нем не уедешь, но в турне по близлежащим деревням отправиться можно. Как и предыдущая модель, версия «153-414» имеет две комплектации. Расширенная оснастка отличается лишь наличием емкости для смазки.
- Версия 153-424. Модель выпускалась с 1978 по 1982 годы и предназначалась, в основном, для любителей велоспорта. Однако чуть позже, после появления заднего багажника, велосипед стал подходящим снарядом и для путешественников. Раму изготавливали из более тонких стальных труб, седло – из пластика, что в конечном итоге позволило значительно уменьшить вес велосипеда. Модель комплектовалась трансмиссией на 8 передач. Размер колеса велосипеда – 26 дюймов.
Как видите, модельный ряд «Спутника» не так уж мал, учитывая эпоху, в которую выпускались легендарные мотоциклы. Более того, есть энтузиасты, которые и сегодня ездят на тех же мотоциклах. И надо сказать, что область применения спутников сегодня весьма обширна.
Особенности моделей великов от ХВЗ
Спутник
Companion имеет шесть моделей. Эта серия была разработана для взрослых, так как детям было бы физически трудно управлять такой большой рамой. Спутники были особенно популярны среди туристов. Они действительно были хорошим компаньоном для любого путешественника, так как имели хорошие технические характеристики, небольшой вес и неприхотливое поведение. Модель B-34 выпускалась в 1960-х годах. Он был оснащен ручным тормозом и тремя передачами. В дальнейшем этот велосипед только совершенствовался. Существовала также легкая модель для спортивных целей ХВЗ 153-424 «Спутник».
ХВЗ В-301 «Спутник».
Турист
Нетрудно догадаться, что этот велосипед был предназначен для путешествий и преодоления больших расстояний. «Туристы» оснащались двумя багажниками на заднем и переднем брызговиках. Это означало, что велосипед можно было без труда загрузить рюкзаками и другими необходимыми вещами. 4-скоростные передачи и узкие дорожные шины облегчали преодоление больших расстояний по бездорожью.
Туристический
Украина
Первая модель, выпущенная Харьковским заводом. Она же была и самой популярной. На этом велосипеде можно было ездить практически по любой дороге с любым покрытием. Независимо от того, асфальтированная или грунтовая дорога, на «Украине» всегда было приятно ездить. Рама была сделана из стали, а колеса — 26 дюймов. В комплект поставки входили брызговики и багажник.
B120 «Украина».
Старт-Шоссе
Start-Shosse был воплощением скорости в продукции HVZ. Эта модель велосипеда была ориентирована в первую очередь на спортсменов, не обязательно профессионалов. Он весил всего чуть больше двух килограммов и по техническим характеристикам не уступал своим зарубежным конкурентам. Этот велосипед был оснащен 7 передачами и штыревыми тормозами для гоночных велосипедов.
Велосипед ВАЗ В-553 «Старт-шоссе» с высокой скоростью
Рубрики
Треккинг Дорожный
Дорожный Туристический Мужчины Женщины Подростки Дети Складной Тандем Трицикл Цирк Спецзаказ Мотоцикл «Прогресс» Украина «Урал» Другое
Харьковский велосипедный завод Минский велосипедный завод Минский велосипедный завод Шяуляйский велосипедный завод Львовский велосипедный завод Горьковский велосипедный завод Горьковский автомобильный завод
Ехар-Ола велосипедный завод Московский велосипедный завод Кировский велосипедный завод Кировский велосипедный завод Велозавод им. Лихачева велосипедный завод Узловая Московский экспериментальный завод Велозавод Саркана Звайзгне Пермский машиностроительный завод Пензенское ПО им. Фрунзе Атигский машиностроительный завод Жуковский велосипедный завод Даугавпилсский велосипедный завод Тульский велосипедный завод им.
Чкаловский завод Саратовский инвалидный завод Саратовский инвалидный завод Саранский машиностроительный завод
Характеристики велосипеда спутник
Спортивный велосипед «Спутник», модель В 153-424, был построен в Харькове на велосипедном заводе имени Г.И. Петровского. Он был предназначен для велопрогулок, а при установке багажника мог использоваться и как туристический велосипед. Для тренировок и велопрогулок вместо коробчатых колес были установлены трубчатые колеса, а вместо бортовых шин — легкие монотрубчатые.
Устройство спортивно — туристического велосипеда «Спутник» В 153 — 424
— Рама — из сплавов легированной стали с тонкостенными трубками; — Вилка — новая, из круглых трубок, изготовленных из сплавов легированной стали. — Руль — трубка спортивного руля из дюралюминия, сплав B95, увеличенной длины; — спицы подвески (резьба 2,1 x 0, 4 мм); — тормоза с рычагами двойного действия и вспомогательным рычагом; — задняя втулка с четырехпозиционной трещоткой; — педали — стальные, маятниковые, с зажимами, или обычные; — седло удобной формы, стальная рама и твердый пластиковый чехол,
— база (расстояние между центрами ступиц колес) — 1060 мм,
— высота рамы (расстояние между центром каретки и верхом подседельной трубы) — 540, 560, 580 и 600 мм,
— Количество зубьев на передних звездочках — 40, 51,
— количество зубьев на задних звездочках — 16, 20, 22 и 24,
— количество передач — 8,
— Расстояние между велосипедами — 3.97 — 7.94м
— Цепь — втулка — цилиндр 12,7 / 3,3 мм,
— Вес велосипеда без аксессуаров и оборудования — 14,5 кг.
Также читать на эту тему:
Спортивный велосипед «Старт — Шоссе» модель 155-411.
Спортивный гоночный велосипед В156-421 «Рекорд».
Спортивный дорожный велосипед «Метеор» В-68И.
Дорожный гоночный велосипед высшего класса «Москва 80? 155 — 432.