Вместо звезд на макушке елки появляется советская новинка — лопата. На Новый 1962 год у многих граждан СССР на елках были космонавты в лице Юрия Гагарина, спутники, ракеты, космические корабли, Белка и Стрелка, мальчик, гуляющий по Луне. Космическая тема — неотъемлемая часть советской елочной моды. Кстати, эта тенденция сохраняется и сегодня.
«Клинское подворье»
«На этой елке» сверху вниз висят карьеры, удачи, выигрыши, бабочки, носы-морковки и так далее. Большие дети толпятся вокруг елки. Судьба раздает им подарки» — Антон Чехов.
Кто только не диктовал тенденции на протяжении двух веков — диктаторы и их политические режимы, популярные фильмы и журнальные статьи, модельеры и их безумные идеи, богатство и бедность. Не изменилось только одно — новогодние украшения. Позвольте мне рассказать вам, как менялась мода на новогодние украшения в России. Подробнее об увлекательной истории новогодних украшений можно узнать в музее «Клинское подворье», где я была.
1699 — 1917 года Сначала были бусы
Петр I уже тогда издал указ о праздновании Нового года. Его указом было предписано праздновать Новый год с 1 января 1700 года и украшать фасады домов хвоей. Но это не стало традицией. После смерти царя новогоднее украшение было забыто на многие века. Пока его не вернула в Петербург жена Николая I, прусская принцесса Шарлотта. Богатые дома украшались елями; богатые купцы из Швеции, Германии и Швейцарии, жившие в Петербурге, были рады поддержать традицию своей родины. Но ель служила больше для показухи. Это была демонстрация богатства и роскоши. На елке должно было висеть множество золотых и серебряных украшений, все должно было сверкать и блестеть. На зеленую елку вешали все — дорогие ленты, даже ювелирные украшения. О покупке стеклянных елочных украшений не могло быть и речи — для большинства людей это было недоступно, потому что импортные, немецкие и чешские украшения стоили непомерно дорого. Елочные игрушки были привилегией дворянства. В то время в России не было собственного производства, хотя с 1848 года в Клинском районе действовал стекольный завод Меншикова, который выпускал в основном хрусталь, посуду и лабораторное оборудование.
Крестьяне в этом районе быстро освоили искусство изготовления стекла и организовали мастерские в своих домах. Первыми рождественскими украшениями были бусы, которые мастера продавали на рынках. Стекловар с помощью маленького факела выдувал самые простые бусы, его жена их раскрашивала, а дети надевали их на конский волос. В те времена стеклянные бусы вешали не на елку, а на себя. Украшения были дешевыми, блестящими и веселыми. Деревенским девушкам это нравилось, они с большим удовольствием покупали такую красоту. Потом кто-то украсил елку бусами. Бусы с пятью рядами делали до 1980 года.
Еще полвека в домах не было елок. Было принято приглашать крестьянских детей в гости к дворянским детям. В помещичьих домах елки украшали золотыми шишками и кружевами. Самыми популярными были бумажные игрушки с тиснением — картонные. Их называли «дрезденскими», потому что они были привезены именно из саксонской столицы, где всегда были сильны рождественские традиции. Они были дешевыми и относительно красивыми. Их делали из двух половинок прессованного картона и покрывали блестящей медной или алюминиевой фольгой. Даже в моем детстве были такие, у которых на ветке сидели морской конек и заяц, но ухо у него было уже отщипнуто.
На елку вешали свечи, что иногда приводило к пожарам. На этот случай рядом с елкой всегда стоит ведро с водой. На дворянских елках часто висели сюрпризы — маленькие разрисованные бумажные коробочки, в которых были спрятаны сладости и небольшие подарки. Крестьянские дети получали подарки и разрешалось брать сладости — шоколадные игрушки, марципановые фигурки, сахарные розы и пряничные человечки.
История появления
Рождественские украшения из стекла впервые были изготовлены в Германии в 19 веке в городе Лауша. Стеклянное яблоко, родоначальник всех последующих поколений стеклянных елочных игрушек, было создано в тысяча восемьсот сорок восьмом году. Эта форма игрушки была выбрана не случайно, поскольку год был неурожайным, и находчивые мастера изготовили партию стеклянных фруктов, которые были немедленно распроданы. Это было началом массового производства.
В том же 1848 году в Российской империи началось производство стеклянных елочных украшений. Фабрика располагалась в городе Клин Московской области. Предприятие просуществовало долгое время и производило только елочные украшения, пока не было почти полностью разрушено во время Второй мировой войны. Только в 1950-х годах ее удалось восстановить благодаря местному населению.
Как делают?
Эти хрупкие произведения искусства — стеклянные елочные игрушки — изготавливаются вручную. Это придает им особую ценность и очарование, сохраняя при этом человеческое тепло мастера, создавшего эту красоту.
Процесс изготовления делится на четыре основных этапа:
- собственно выдувание игрушки;
- её серебрение;
- покраска и роспись;
- обрезание «хвостика».
На первом этапе стеклодув выдувает игрушку из стержня, нагретого до тысячи градусов. Стержень представляет собой стеклянную трубку длиной около полуметра. Украшение выдувается из легкого стекла без использования какой-либо специальной техники. Можно сделать простой шар, но гораздо сложнее изготовить фигурное или фигурное изделие.
Первый этап — это еще не новогодняя игрушка в истинном смысле этого слова. Это просто прозрачная фигурка, которая должна остыть, чтобы пройти дальнейшие этапы, следующий из которых — серебрение. Этот процесс заключается в том, что в «незаконченную» игрушку заливается специальный раствор из серебра, аммиака и простой дистиллированной воды. Затем изделие погружают в кипящую воду и осторожно встряхивают, чтобы серебро равномерно покрыло бока фигурки. Затем ее покрывают слоем прочной краски и дают высохнуть.
Третий этап — раскрашивание игрушки. Разумеется, вся работа, в том числе и эта, выполняется вручную. Фигурки, имеющие простую форму для росписи, можно просто окунуть в емкость с краской. Более сложные изделия, такие как кедровка, домик, кристаллы льда различной формы, игрушки в виде животных (заяц, сова, ежик) расписываются с помощью пульверизатора.
Что касается дизайна, узора, то здесь допускается только ручная роспись. При этом, несмотря на все мастерство художника, трудно найти две одинаковые фигурки. Именно эта уникальность придает стеклянной игрушке такую ценность.
Последний, четвертый этап строительства состоит из простой задачи. Он заключается в отрезании «хвоста» игрушки — оставшейся части трубочки, из которой было сделано изделие. Затем к фигуркам прикрепляют бантики, упаковывают и отправляют в магазины, где эти прекрасные «произведения праздника» ждут своих покупателей.
Застывшее дыхание мастера
В двадцатом веке артишоки были преобразованы в фабрики, а фабрики объединены в одно производство — фабрику «Елочка». Однако технология клинского стеклоделия практически не изменилась, как и оборудование, разве что парафиновые горелки были заменены газовыми.
В «Ёлочке» почти все по-прежнему делается вручную. Тонкие стеклянные трубки нагреваются до 600 градусов Цельсия в пламени горелки, а затем из них выталкивается игрушка. Со стороны процесс выглядит простым, но стоит немного ошибиться, и игрушка взрывается, как мыльный пузырь.
Каждый день каждый стеклодув выдувает сотни игрушек. Размер определяется на глаз, но погрешность составляет несколько миллиметров. «Интуиция здесь очень важна, нужно чувствовать материал. И это не только сложная, но и опасная работа. Например, можно легко обжечь руки о пламя горелки, — говорит Ольга Волкова, генеральный директор ОАО «Ёлочка», — искусству стеклоделия не учат ни в одном учебном заведении, поэтому нам приходится самим обучать наших сотрудников. Навыки передаются из поколения в поколение, от матери к дочери, ведь большинство сотрудников «Ёлочки» — женщины. Большинство стеклоделов — потомственные. Целая династия хранит традиции клинских стеклоделов — Владимировы, Дворниковы, Касаевы, Крупениковы, Кульковы, Назаровы, Сагановы… Всего на нашей фабрике, которая с 1994 года носит обязательное звание «Народное ремесленное предприятие России», работает 250 человек. Все они — настоящие мастера стиля, обладающие своим неповторимым стилем.
Вам остается только приделать к стеклянной сфере ручку и носик, и ваш будущий чайник готов. Если вам нужна более сложная игрушка, то нагретая стеклянная трубка помещается в специальную разъемную форму. Нажмите один раз на вторую половину формы, и вы сможете вынуть готовое изделие.
В мерцании серебряного тумана
Будущее рождественское украшение совершенно прозрачно, когда выходит из мастерской стеклодува. Поскольку стекло не так легко окрасить, изделия отправляются в следующую мастерскую, где на них наносят покрытие. Там их помещают в специальные вакуумные боксы, где тончайшая фольга подвешивается на проволочных лентах.
Когда на выпрямители подается высокое напряжение, алюминий плавится и испаряется в вакууме. Туман из мельчайших частиц металла оседает на холодной поверхности стекла и заставляет его светиться. Весь процесс занимает лишь долю секунды, но в этом и заключается настоящий секрет рождественского украшения. Даже после покраски оно сохраняет зеркальный блеск или глубину матовой поверхности.
«Есть еще один секрет: когда шар не до конца минерализован, он оставляет после себя прозрачный «зонтик». Когда смотришь внутрь такого шара, кажется, что смотришь в воду, — рассказывает Яна Шачикова, коммерческий директор ОАО «Ёлочка», — К сожалению, сейчас на российском рынке большим спросом пользуются дешевые пластиковые елочные игрушки, сделанные в основном в Китае. Мы несколько лет назад тоже решили покорить эту технологию, но в «Ёлочке» она не прижилась. Преподаватели пришли к выводу, что работать с пластиком — это ниже нашего достоинства. Стекло — это все-таки стекло. Оно легкое, изящное. А пластик — это мертвый материал. Сейчас мы даже не используем в производстве китайские материалы. Все, включая краски, экологически чистое.
После того, как украшения превращаются в металл, они отправляются в покрасочный цех. Каждое изделие расписывается вручную. Именно поэтому каждое изделие уникально. Одно неосторожное прикосновение — и Белоснежка уже не улыбается, а грустит. Работа кропотливая, почти как в ювелирной мастерской.
Мастера используют не только краски, но и специальные блестящие лаки. Одни лаки придают новогодним шарам особый бархатистый блеск, другие — глянцевый эффект. Некоторые из них при высыхании начинают кристаллизоваться, и на поверхности игрушки появляются чудесные узоры, напоминающие то, что мороз рисует на оконных стеклах.
Здесь блестки наносятся на елочные игрушки, приклеиваются бантики и ленточки. Осталось только прикрепить специальный металлический держатель с петелькой для нитки — и новогодняя игрушка готова. Чтобы они не сломались по дороге, их упаковывают в специальные коробки и отправляют на склад, а оттуда — во все уголки страны и за рубеж.
Герои сказок, космонавты, кукуруза
В 1949 году отмечалось 150-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. 150-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В честь этой знаменательной даты была выпущена целая серия елочных игрушек с изображением героев пушкинских сказок. Позже были изготовлены игрушки с персонажами сказок: «Чипполино», «Доктор Айболит», «Красная Шапочка», «Колобок» и др.
В этот период на советских елках появилось много игрушечных наборов из проволоки и стеклянных бус: Стеклянные трубочки и бусинки привязывались к проволоке (позже к нитке). Эти игрушки широко использовались с конца 1940-х до 1960-х годов.
В это же время в моду вошли и цветные стеклянные бусы.
В 1950-х годах промышленность начала выпускать широкий ассортимент игрушек, которые крепились к дереву прищепками для одежды. Это были птицы, животные (медведи, кролики, белки, кантары), клоуны, цирковые артисты и музыканты. Были также дома и елки, как зеленые, так и «снежные». Все это разнообразие придавало елке особый шарм.
Кроме того, появился новый сериал, который пропагандировал дружбу между народами Советского Союза. Она называлась: «Россия — первая страна, которая может быть страной Советского Союза»: «15 республик — 15 сестер» и состояла из фигурок девочек в национальных костюмах. После выхода в 1956 году фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» новогодние часы со стрелками, показывающими без пяти минут двенадцать, стали чрезвычайно популярны. Часы выпускались разными фабриками в разных цветах и вешались почти на каждую елку в стране.
«Без пяти минут двенадцать, новый год должен наступить…». В 1950-е годы «нашли свой Новый год» такие сказочные персонажи, как «Доктор Аболит», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», Аладдин, «Буратино», «Колобок», «Конек-Горбунок» и другие. Во времена правления Никиты Хрущева в моду вошли игрушки с изображением овощей и фруктов. Раньше этими дарами природы украшали новогодние елки, а теперь на них стало «расти» все! Виноград, лимоны, огурцы, помидоры, морковь, горох, баклажаны, перец, лук и чеснок, колосья пшеницы, клубника, малина, яблоки, груши, сливы, персики, грибы….. Хлопок, пенопласт, стекло.
Когда пришла эра стандартизации
В 1965-69 годах началась эпоха стандартизации. Производство елочных украшений стало массовым, что привело к уменьшению разнообразия производимых елочных украшений. В результате игрушки, изготовленные после 1965 года, перестали пользоваться спросом у коллекционеров (по решению международной организации коллекционеров елочных игрушек «Golden Glow», винтажными признаются игрушки, изготовленные до 1966 года). А вот реклама продажи елочных украшений к новому году была более чем посредственной. Различные электрические елочные гирлянды продаются с 1960-х годов. Если раньше гирлянды представляли собой серию украшенных лампочек, то теперь это были «фонарики», производимые на многих заводах СССР.
Электронная гирлянда, СССР, «МЭЛЗ», 1950-70-е годы.
Гирлянда 1970-х годов.
Гирлянда из ламп МЭЛЗ, СССР, «Капелька», 1980-е годы В конце 1960-х — начале 1970-х годов все старые сказочные персонажи были вытеснены, чтобы освободить место для новых: Карлсон, Чебурашка с крокодилом, Умка, Винни-Пух и другие персонажи.
Крокодил Гена В 1975-79 годах в рождественских украшениях стали преобладать темы Рождества и кантри.
В это же время стали очень популярны металлические тряпочки для листьев. Их часто развешивали вокруг елки так, чтобы не было видно ни игрушек, ни зеленых иголок. Мотивы стали заметно меньше и более абстрактными. В 1980-х и 90-х годах на смену им пришли шары, колокольчики и домики. В этот период игрушки стали особенно яркими и блестящими. ЦУМ в Минске в декабре 1980 года приглашал покупателей: «До Нового года осталось совсем немного времени: в ЦУМе широким фронтом развернулась продажа елочных украшений. Предлагаются разноцветные гирлянды, блестящие баулы, серебряный «дождь», конфетти и украшенные ледники». В конце 1980-х — начале 1990-х годов модным трендом было украшать елку в одинаковых цветах — баулы, фигурки и верхушки были одного цвета.