В Азербайджане широко носили шерстяные носки — «джораб». Городские жители носили кожаную обувь с загнутым носком и без задника. Сапоги были распространены среди аристократов. Крестьяне носили кожаную или грубую металлическую обувь — «чарыг».
Азербайджанский национальный костюм
Азербайджанский национальный костюм является результатом длительного процесса развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает его национальную самобытность.
В одежде нашли отражение этнографические, исторические и художественные особенности народного творчества. Азербайджанское искусство проявляется в вышивке традиционного костюма, в ткачестве и вязании.
В 17 веке территория нынешнего Азербайджана была одним из важнейших шелководческих регионов на Ближнем Востоке, а Ширван — самым важным шелководческим районом. Шелковые ткани производились в Семахе, Башкале, Гяндже, Шеки и Сусе. В этих городах производились самые красивые узоры, тонкие ткани, женские шелковые шали и т.д.
Стиль одежды также отражал семейное положение и возраст владельца. Например, одежда девушки и замужней женщины заметно отличалась. Молодые женщины носили самые гламурные и замысловатые платья.
Начиная с XX века, традиционные костюмы в Азербайджане носят в основном в сельской местности. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах.
Локальные разновидности
Марки Азербайджана 2004 года с изображением традиционных костюмов XIX века. Слева направо: Баку, Карабах (Сузы), Нахичевань, Семаха.
Локальные разновидности
Марки Азербайджана 2004 года с изображением костюмов XIX века. Слева направо: Баку, Карабах (Сузы), Нахичевань, Шемаха.
Мужская одежда
Национальный костюм мужчин был в основном единообразен во всех регионах Азербайджана. В случае с мужским костюмом, он отражал классовую принадлежность носителя.
Верхняя одежда
Мужской национальный костюм состоял из «уст кейнея» (рубаха) или чепкен, архалег, габа, чуха (наплечная одежда).
- Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
- Габа — верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.
- Чуха — верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили её из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
- Кюрк — шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником
Русский этнограф пишет об одежде мужчин в Азербайджане:
«Нижняя одежда состоит из прямой и короткой рубашки из бязи, белой или чаще голубой, и нижней рубашки из той же ткани, застегивающейся на талии шнурками; зимой поверх нее натягиваются свободные шерстяные брюки, также собирающиеся на шнурки. Поверх рубашки надевается так называемый архалыг, который всегда делается из хлопка. Архалыг — это разновидность русского жилета с короткой талией и короткой юбкой; он всегда застегивается наглухо либо перед серединой груди, либо сбоку. Поверх архалыга надевается чуха с короткой талией и длинной юбкой, доходящей до колен, а на голову надевается низкая коническая шапка из овчины. На ногах носят короткие шерстяные носки «1.
Головные уборы
Для мужчин в Азербайджане шапка считалась символом мужества, чести и достоинства, потеря которой считалась большим позором. Кража шапки считалась вражеским нападением на владельца. Можно было оскорбить человека и его племя, сбив шапку с его головы. Шапка и ее форма определяли социальный статус владельца. Мужчины никогда не снимали головные уборы (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаз) перед намазом. Считалось неприличным появляться в общественных местах без головного убора.
- Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:
В Карабахе был распространен яппа-папаг (или «гара-папаг» — «черный папаг») с матерчатым чепцом. Они также различались по цвету — «гызыл папаг» (золотой) и «гумуш папаг» (серебряный).
Мотал-папаг (или «чобан-папаг») изготавливался из длинных овечьих шкур и имел коническую форму. Их носили в основном сельские бедняки.
Шиш-папах (или «бей-папах» — «бей-папах») делались в форме конуса или острия. Их называли «бухарскими папахами» по названию материала, из которого они изготавливались, так как меха для них привозили из Бухары. Их носили только представители бехского сословия и состоятельные люди. Такие шапки были характерны и для знати среднего класса.
В Нухинском районе были распространены унты из дагги (тагга). Верхняя часть была сшита из бархата.
Разновидности женского костюма
Женская одежда состояла из двух частей и большого количества предметов со сложными и странными названиями. Попробуем разобраться в них и представить себе образ азербайджанской женщины, жившей несколько веков назад.
- Чадра – это мешкообразное покрывало, которое надевалось при выходе из дома.
- Рубенд – элемент, который закрывал лицо женщины. Дома этот элемент не надевался, но выйти без него из дома запрещалось.
- Уст гейими – так называлась верхняя одежда, в состав которой входила рубаха с широкими рукавами, широкие шаровары, заканчивающиеся на уровне щиколотки, расклешённая юбка.
- Чепкен надевался сверху на рубашку, которая, в свою очередь, застегивалась на шее на одну пуговицу. Сбоку в чепкене имелись рукава с нарукавниками. Для создания этой одежды использовался велюр, тирме и прочие материалы с блестящей фактурой.
- Архалыг – это короткая кофта, которая облегала спину и грудь. Рукава в такой одежде были длинными. В области талии эта кофта стягивалась, а дальше была пышной и расходилась пышными оборками. Этот элемент национального костюма считался самым распространённым на территории всей страны.
- В качестве нижней части костюма использовался подол, который мог иметь различную ширину. Для создания подола использовались плиссированные и гофрированные материалы.
- Помимо таких стандартных элементов в составе национального азербайджанского костюма могла присутствовать и другая одежда. Например, стёганый халат с подкладкой (леббаде), верхняя одежда из стеганого материала (эшмек или кьюрду), верхняя одежда до пояса с подолом из гофрированного материала.
Отличия в костюмах в зависимости от региона
Азербайджанский национальный костюм на протяжении всего своего существования всегда имел региональные различия. Женщины, проживающие в Газахском районе, носили длинные рубашки с боковыми разрезами. В гардеробе жителей Карабаха были пастушьи куртки с длинными рукавами, затянутые на талии.
Женщины из Нахичевани носили юбки, доходящие не ниже колен, и широкие брюки. Женщины из Шуши и Шамачи, напротив, носили длинные юбки. Состоятельные женщины из Нахичевани и Гянджи часто носили длинные куледжи с богатой вышивкой и различными узорами.
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли проблемы с курсовой работой, контрольной, диссертацией, эссе, отчетом по практике, исследовательской работой или любым другим заданием, мы готовы помочь.
Дизайн Введение 1 Мужская одежда 1.1 Верхняя одежда 1.2 Головные уборы 1.3 Обувь 1.3.1 Галерея 2 Женская одежда 2.1 Верхняя одежда 2.2 Головные уборы 2.3 Обувь 2.3.1 Галерея Ссылки Азербайджанский национальный костюм.
Введение
Азербайджанский национальный костюм является результатом длительного процесса развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает национальную специфику.
В одежде нашли отражение этнографические, исторические и художественные особенности народного творчества. Азербайджанское искусство проявляется в вышивке традиционного костюма, в ткачестве и вязании.
В 17 веке территория нынешнего Азербайджана была одним из важнейших шелководческих регионов на Ближнем Востоке, а Ширван — самым важным шелководческим районом. Шелковые ткани производились в Семахе, Башкале, Гяндже, Шеки и Сусе. В этих городах производились самые красивые узоры, тонкие ткани, женские шелковые шали и т.д.
Стиль одежды также отражал семейное положение и возраст владельца. Например, одежда девушки и замужней женщины заметно отличалась. Молодые женщины носили самые гламурные и замысловатые платья.
Начиная с XX века, традиционные костюмы в Азербайджане носят в основном в сельской местности. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах.
1. Мужская одежда
Мужской костюм был единым во всех регионах Азербайджана. Мужской костюм отражал классовую принадлежность его носителя.
2.1. Верхняя одежда
- Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
- Габа – верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.
- Чуха – верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
- Кюрк – шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником, украшенная вышивками.
2.2. Головные уборы
- Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:
Мотальная папаха (или «чобан папаха», «пастушья шапка») изготавливалась из длинной хлопчатобумажной овчины и имела конусообразную форму. Моталовые пастушьи шапки носили в основном бедные слои сельского населения.
Папахи (или «бхай папахи» — «папахи бека») делались в форме конуса или острия. По названию материала, из которого они изготавливались, их обычно называли «бухарскими папахами», мех которых привозили из Бухары. Они носили их только