Обучать детей правилам поведения на дороге желательно в игровой форме, ведь игра — самый важный вид деятельности для дошкольников.
Поделки на тему дорожного движения: бумажный светофор, мини-город, дорожные знаки своими руками
Игра признана современными педагогами как очень эффективный способ обучения детей необходимой им информации. Работа с ними превращает обучение в увлекательный процесс.
Вот несколько приемов изготовления поделок на тему правил дорожного движения, в детском саду хорошо прививается культура безопасного передвижения по дороге. Помимо дорожных знаков с детьми можно сделать мини-город, наполненный моделями машин и светофоров.
Простые способы изготовления светофора
В старшем дошкольном возрасте можно смело строить конструкции, в которых используются электрические компоненты. Очень оригинальным вариантом является фонарь, сделанный из пластиковых бутылок. Подойдут темные двухлитровые бутылки. Ножницами или резаком вырежьте в каждой бутылке три окошка. В каждое из них можно вставить лампочку на батарейках и включить ее с помощью выключателя.
Если вы хотите разместить фонарь рядом с перекрестком, установите его на переносной трубе из ПВХ. Закройте окна цветным стеклом или фольгой. Приведите в действие блок управления, нажав на нужную кнопку.
Значение деятельности по созданию поделок на тему ПДД в детском саду
Строить конструкции, связанные с дорожным движением, легко и весело. Ваш ребенок может упражнять свое воображение, развивать мелкую моторику, пространственное мышление, воображение, интеллект и творческие способности, одновременно изучая и запоминая важную информацию. С помощью этой красочной и привлекательной модели руки можно просто и интересно объяснить, показать и обыграть правила поведения на дороге: как и где переходить дорогу, как садиться и выходить из автобуса, как читать символы на знаках и т.д.
Красочная и привлекательная модель руки поможет вам объяснить, показать и воспроизвести правила дорожного движения в понятной и интересной форме.
Обучение детей правилам дорожного движения через игру желательно, потому что игра — один из самых важных видов деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи
Цели изготовления поделки по правилам дорожного движения в детском саду:
- расширять диапазон оригинальных творческих приёмов, разнообразных форм и методов педагогической работы для повышения эффективности обучения воспитанников правилам дорожного движения;
- сформировать знания о символическом значении цветов светофора;
- познакомить с основами игрового моделирования;
- закрепить и систематизировать знания о дорожных знаках и правилах безопасного поведения на дорогах города или посёлка, формировать культуру поведения на улице;
- совершенствовать мелкую моторику, ручные умения;
- развивать сенсорное восприятие, пространственное и образное мышление, интеллектуальные и творческие способности;
- обогащать словарь новыми понятиями: проезжая часть, транспорт, перекрёсток, инспектор, пешеходы и т. д.;
- воспитывать самостоятельность, организованность, аккуратность и трудовую культуру.
Формы и техники изготовления поделок
Поделка на тему правил дорожного движения может быть оформлена следующим образом:
- предметная — единичная объёмная игрушка или плоская аппликация (светофор, регулировщик и т. д.);
- сюжетная коллективная композиция («Перекрёсток», «Улицы города», «Безопасное движение» и т. д.) — дети работают в подгруппах, комбинируя различные техники и приёмы работы, сочиняют и рассказывают собственные сюжетные истории, составляют из отдельных игрушек единую композицию и обыгрывают её, «оживляя» созданных героев с помощью ролевого озвучивания.
Техника изготовления поделки:
- рисунок, выполненный цветными карандашами и красками;
- аппликация, сюжетная композиция из цветной бумаги, например, различные «Светофорики», дорожные знаки;
- коллаж — комбинированная техника аппликации из бумаги и природного материала с элементами рисования, оригами, лепки, пластилинографии;
- конструирование плоской и объёмной поделки из картона, бумаги, бросового материала;
- макет в технике конструирования и бумагопластики («Безопасная дорога в детский сад», «Дороги нашего города»).
Дети в возрасте от 2 до 3 лет с удовольствием делают простую, поэтапную конструкцию из бумаги или наклеивают подготовленные учителем детали на основу, используя технику аппликации. Построение конструкций руками формирует базовые навыки создания простых ком-позиций, помогает закрепить знания о геометрических фигурах и улучшает способность различать основные цвета.
Занятие по изготовлению поделок на тему ПДД в ДОУ
Создание конструкций на тему правил дорожного движения детьми в детском саду является частью серии занятий по конструированию.
Мотивирующее начало занятия
Важно сделать вводную часть занятия интересной, увлекательной и творческой. Веселое, оригинальное начало создает благоприятный эмоциональный настрой, раскрепощает детей и пробуждает творческое вдохновение. Для того чтобы вызвать познавательный интерес, стремление к активности и привлечь внимание маленьких учеников, учитель обычно использует богатый и разнообразный мотивационный материал в сочетании с педагогическими приемами в организационной части урока:
-
Момент удивления (введение игровой фигуры, любимой сказки или персонажа мультфильма в диалог с детьми, просьба о помощи или приглашение детей в увлекательное путешествие).
Момент удивления — это введение игровой фигуры в диалог с детьми.
- Я. Пишумов «Машины»,
- Б. Житков «Светофор»,
- С. Маршак «Мяч»,
- В. Берестов «Про машину»,
- В. Семерин «Держись дорожных правил строго»,
- А. Барто «Грузовик»,
- М. Пляцковский «Стоп машина».
- «О полосатой зебре»;
- «Сигналы светофора»;
- «Автомобили на улицах города»;
- «Дорожные знаки»;
- «В городском транспорте»;
- «Правила поведения во дворе, на улицах и дорогах».
Дальнейший ход урока во многом зависит от эмоционального состояния учеников в начале урока.
Таблица: примеры мотивирующего начала в разных группах
Возрастная группа | Название занятия | Пример начала занятия |
Младшая | «Путешествие в страну Светофорию» | Педагог приглашает малышей в волшебную страну Светофорию. Прежде чем отправиться в интересное и полезное путешествие, детям предстоит подумать и сказать, кто правит этой удивительной страной и живёт в ней. Помогут им в этом красочные картинки-подсказки, загадки и стихотворения. Дети догадаются, что в сказочную страну их пригласил сам король Светофор, а с жителями волшебного королевства они уже хорошо знакомы, потому что это велосипеды, легковые и грузовые машины, автобусы и трамваи, одним словом, городской транспорт. Воспитатель предлагает сделать аппликацию-портрет Светофора на память об интересном путешествии. |
Средняя | «Юный пешеход» | Ребята слышат стук в дверь, на пороге их встречают встревоженные Хрюша и Степашка. Неожиданные гости поздоровались, извинились за непредвиденный визит и рассказали детям свою историю. Оказывается, они гуляли по улицам, хотели познакомиться с достопримечательностями города, побывать на экскурсии в музее, но увидели трёхглазое чудище и очень испугались. Оно так страшно моргало своими тремя глазами, что наши герои так и не решились перейти через дорогу. Хрюша и Степашка попросили детей помочь им и рассказать, как же перестать бояться и ходить по улицам уверенно и спокойно, а ещё нарисовать симпатичный портрет их нового знакомого. |
Старшая | «Школа дорожного движения» | В группу, прихрамывая, входит Баба-яга, оглядывается, охает, ахает и громко возмущается: «Эти сумасшедшие машины чуть не задавили бедную маленькую бабушку! Спешила к вам на занятие, переходила дорогу, споткнулась и выронила свою метлу, остановилась поднять, тут шальная машина чуть меня не сбила!». Воспитатель приглашает Бабу-ягу на урок в школу дорожного движения и предлагает вместе с детьми повторить и закрепить полезные знания во время изготовления поделки на тему ПДД. |
Светофоры
Существует не один способ изготовления светофора. Самый простой — из пластиковых бутылок. Используется темная двухлитровая бутылка. В ней прорезаются два или три (в зависимости от того, для чего нам нужен светофор — для пешеходов или автомобилистов) окна.
Перед окнами размещаем лампы. Они подключаются к батарейкам и имеют кнопки включения. Затем мы закрываем окна цветным стеклом (красным, желтым и зеленым соответственно). Для этого можно использовать цветную фольгу. Кнопка заставляет фонарь загораться и дает сигнал к определенному действию.Светофор можно установить на трубку, которая вкапывается в землю или является переносной.
Мини-город
Модель мини-города может быть сделана родителями и их ребенком. Или его можно использовать в качестве проектной работы в начальной школе или в большой группе детского сада. Возьмите крышку от коробки. Чем больше и шире она будет, тем лучше.Мастер-класс по созданию микрорайона
- На бумажном листочке, равном площади коробки, создаём эскиз-схему. Не забываем про дома, светофор и знаки.
- Создаём дома. Развёртку дома можно создать самим или взять из книги по конструированию.
- Из чёрной бумаги вырезаются две широкие полосы. Это наша проезжая часть. Приклеиваем её. Из серой вырезаем четыре полосочки более узкие. Это тротуар. Аккуратно приклеиваем и его.
- Из белой вырезается тонкая белая полоска-разделительная полоса.
- Затем вырезается дорожная разметка «пешеходный переход». По очереди на макет клеятся разделительная полоса и «зебра».
- Объёмный светофор (чтобы его можно было видеть со всех четырёх сторон) делают из развёртки чёрного цвета, на которую уже заранее приклеивают разноцветные кружочки-цвета.
- Необходимые нам дорожные знаки вырезаются зеркально друг к другу.
- Теперь очередь домов. Приклеиваем их, создавая улицу и кварталы.
- Если мальчики в классе поделятся маленькими машинками для будущего города, то будет просто замечательно.
Чтобы проверить знание ребенком правил дорожного движения, можно создать переносную игру.
- Создаём игровое поле с домами, знаками и пешеходными переходами.
- Продумываем интересные задания, которые необходимо будет сделать пешеходу, попавшему на ту или иную точку игры.
- Подбираем пешеходов-персонажей игры.
- Вырезаем и склеиваем кубик для игры. Если остался старый-еще лучше.
А теперь давайте приступим!
Простые поделки для детского сада
Ассортимент материалов и инструментов, имеющихся в детском саду, невелик. Дошкольники могут работать с бумагой и картоном, пластилином и одноразовыми материалами, не требующими острых инструментов.
Способы скрепления — клей, скотч и пластилин. Главное — выбрать тему, полезную и понятную детям, ведь даже роль сотрудника ГИБДД не может быть полностью понятна, особенно если в семье негативное отношение к полицейскому инспектору
В качестве темы можно выбрать правила дорожного движения:
- Светофор — главный инструмент, регулирующий дорожную ситуацию. Раскрыть тему управляемых и неуправляемых перекрестков, рассказать о светофорах с «кнопками».
- Дорожные знаки, выбрав самые популярные или те, с которыми дети ежедневно сталкиваются — «Пешеходный переход», «Осторожно! Дети!», «Подземный переход», «Движение запрещено», «Дорожные работы».
- Символы и дополнительные инструменты, помогающие регулировать движение — разделительная полоса, предупреждающие ленты, специальная маркировка детского транспорта.
- Спецтранспорт и его права — подчеркнуть роль машин скорой помощи и пожарной охраны, заострить внимание на особых сигналах.
- Роль светоотражающих элементов на одежде детей, — сравнить с аналогичными атрибутами водителей, сотрудников ГИБДД и работников дорожных служб.
Поскольку дети выполняют работу поэтапно, конструкции, запланированные учителем на тему правил дорожного движения, должны быть собраны заранее и представлены в готовом виде. Так детям будет легче понять, как должен выглядеть конечный результат.
Светофор из бумаги
Светофор — самое важное правило дорожного движения и в центре внимания большинства детских сочинений на тему правил дорожного движения. Возможностей сделать их из бумаги и подручных материалов немного.
Самые простые конструкции со светофором — плоские светофоры из цветной бумаги или картона.
- Порядок работы: Дети знакомятся с порядком размещения огней светофора.
- Наклеивают на основу кружки из цветной бумаги.
- Закрепляют палочку от эскимо или шпажку.
Полезно сделать его основание жестким. Таким образом, готовые светофоры можно поставить на песочницу и устроить пробный заезд с игрушечными машинками. Для детей среднего и дошкольного возраста можно разделить роли, попросив одних детей быть водителями, а других — пешеходами. Так они смогут в игровой форме запомнить, как поток машин движется по пешеходному переходу.
Бумажный светофор может быть прямоугольным или круглым. В остальном задание мало чем отличается от предыдущего варианта — главное, заранее показать детям, что наклеивать разноцветные круги на плоскую поверхность легче, когда форма еще не собрана.
Кроме того, можно сделать козырек для объемного фонаря или превратить его в живую фигуру, наклеив лицо любимого сказочного персонажа или абстрактные глаза и улыбку.
Поделки для школьников
Уровень сложности заданий для школьников зависит от их навыков, фантазии и, если это выставка или конкурс, свободного времени родителей.
В классе можно предложить простые задания, чтобы помочь детям усвоить материал урока. При домашнем обучении время практически не ограничено.
Разнообразие техник для поделок с ПДД также гораздо больше. Помимо бумаги, картона и бросового материала, дети могут использовать и другие материалы:
- пластик — материал от бутылок или вырезанные лобзиком детали;
- плотный картон для создания объемных форм и модулей;
- ткань, декоративную тесьму, пуговицы, набивку для мягких игрушек;
- соленое тесто, полимерную глину, холодный фарфор.
При поддержке взрослых они могут даже прикреплять к отдельным предметам простую электронику. Основой для по-настоящему функционального фонаря может стать детская игрушка со светодиодными лампочками на батарейках. Такой оригинальный проект обязательно привлечет внимание на конкурсе.
Детей с 10 лет на уроках математики и естествознания следует учить не только самостоятельному поведению на дороге, но и правилам вождения автомобиля.
В этом возрасте молодые люди уже выходят на улицу одни, ходят в школу одни, пользуются велосипедами и самокатами, даже электрическими, сами того не желая. В предметах по правилам дорожного движения должны появиться новые модули, а в сооружениях по правилам дорожного движения — соответствующие знаки.
Макет города
Макет города или дороги — это зрелищный и презентабельный проект. Чтобы не перегружать отдельные семьи, можно пригласить группу детей для создания масштабной панорамы. Чтобы макет соответствовал друг другу, следует заранее определить ширину улиц и размеры зданий. Дети уже умеют работать с линейкой и компасом.
Позиционирование — главный вопрос при создании плана. Конструкция должна быть достаточно устойчивой, чтобы элементы не повредились при транспортировке.
Для этого подойдет большая коробка (небольшие коробки из-под гаджетов или сладостей можно использовать для изготовления модулей для строительства или транспортировки). Несколько листов плотного картона можно склеить в виде книги, или два листа тонкой фанеры можно согнуть под углом, чтобы получилась основа и фон для проекта.
Основные и оригинальные элементы панорамы:
- дороги разного типа, пешеходные переходы, зебра, дорожные знаки;
- надземные и подземные переходы, парковки и пешеходные дорожки;
- транспорт разного типа — автомобили, велосипеды, железная дорога;
- зеленые насаждения — деревья и клумбы.
Присутствие людей на макете желательно, так как основная цель проекта — моделирование поведения в потенциально опасном месте, а дети в основном являются пешеходами.