Приглушенный, мягкий свет, проникающий через двери из цветного стекла, создает ощущение спокойствия. Машандровский дворец был создан для семейного отдыха без присутствия посторонних.
Массандровский дворец в Крыму — легенды, история и байки…
Дворец русского царя или, как его еще называют, Массандровский дворец, является самым высоким дворцом на южном берегу Крыма, так как расположен на высоте 365 метров над уровнем моря. У многих Массандровский дворец ассоциируется с городом Ялта, но, как следует из названия, дворец находится в поселке Масандра, который, хотя и входит в состав большой Ялты, все же считается самостоятельным поселком.
Дворец является памятником архитектуры конца XIX века и был основан в 1880 году сыном Воронцова, который в то время был владельцем Алупки.
Посещение этого места настоятельно рекомендуется, так как дворец уникален в своем роде, ведь только здесь (по сравнению с другими подобными дворцами) сохранилась вся мебель дворца, которой уже более 100 лет.
История дворцового комплекса
История этого места начинается с того, что при графе Воронцове здесь был построен небольшой дом, который служил дачей.
После смерти графа владельцем Масандры стал его сын, который решил снести старое здание и построить на его месте небольшой дворец.
Проект дворца в стиле французского замка был нарисован архитектором Эдмундом Бушаном в 1879 году.
Строительство так и не было завершено, потому что сначала на стройке умер архитектор (от сердечного приступа), а через год умер и сын Воронцова. Его вдова покинула Россию, и в 1889 году Масандра и ее недостроенный дворец перешли в собственность царя Александра III.
Дворец Масандра был построен на Крымском полуострове для Александра III.
Взгляните на «Достопримечательности Ялты»!
Для достройки дворца был приглашен новый архитектор из Санкт-Петербурга Местмахер, который превратил скромный и суровый замок в великолепный дворец.
К сожалению, сам царь так и не смог увидеть дворец во всей его красе, так как умер до завершения строительных работ. Только в 1902 году Николай II назвал дворец в честь своего отца.
Во дворце были установлены вентиляция, отопление, электричество и даже телефон.
Интересно отметить, что в отчете комиссии, принимавшей решение о присуждении дворца, говорилось, что он не предназначен для комфортного проживания. Во дворце не было ни ламп, ни мебели, как распорядился Николай II. Никто из семьи Романовых никогда не жил и не ночевал во дворце Массан-Драс. Они предпочитали Ливадийский дворец и изредка приезжали сюда на пикники или прогулки в горы.
Массандра рассматривалась Воронцовым как экономическое имение, то есть место, которое будет приносить ему доход. Здесь были разбиты различные табачные плантации, виноградники, винодельня с собственным погребом, соломенные луга, фруктовые сады, конюшни, бахчевые поля, каменоломня и молочные фермы.
Вся территория, на которой располагались вышеупомянутые поместья, занимала 970 гектаров земли.
История Массандровского дворца
История дворца загадочна и любопытна. Инициатором строительства был князь Семен Михайлович Воронцов. Генерал и участник военных походов, он на старости лет решил позволить себе собственный дом в красивом и уютном месте.
Строительство Массандровского комплекса началось в 1881 году, но уже через год его пришлось остановить из-за смерти владельца. Наследники Воронцова продали недостроенный дворец императорской семье.
Дворец Александра III
В 1889 году началась история Массандры как императорской резиденции. Царь поручил величайшему русскому архитектору Максимилиану Егоровичу Месмахеру достроить дворец.
Архитектор переделал дворец до неузнаваемости, превратив аскетичный рыцарский замок в сказочный особняк. Под его руководством был надстроен третий этаж, а фасад украшен декоративными элементами.
Открытые галереи, винтовые лестницы, элегантные балконы и террасы придали зданию презентабельный вид. Также были завершены интерьеры и вымощены парковые дорожки и лестницы.
Для царского дворца Месмахер выбрал стиль раннего барокко времен Людовика XIII. План предусматривал строительство флигелей, и работы продвигались быстро, но неожиданная смерть Александра III прервала строительство.
По просьбе его сына Николая II дворец был достроен в память об отце и сохранил его имя. Молодой царь не проявлял особого интереса к Масандре и лишь иногда останавливался здесь, чтобы отдохнуть после охоты. Новый дворец так и не был достроен.
В трехэтажном здании находились только спальни царя и императрицы, их кабинеты, несколько комнат для отдыха и помещения для прислуги.
Дворец очень компактный, он предназначался только для отдыха императорской семьи. В нем нет ни большого бального зала, ни больших комнат для приемов. Царская семья посещала дворец, но никогда не оставалась в нем на ночь.
Назначение в советский период
В советское время в течение 12 лет дворец использовался как туберкулезный санаторий. После Второй мировой войны здесь был создан институт виноградарства. Партийные власти начали любить дворец, и с 1948 года он стал тщательно охраняемой резиденцией Генерального секретаря КПСС. Здесь останавливались Сталин, Хрущев и Брежнев.
После аннексии Россией Крыма в 2014 году дворец был передан администрации президента Российской Федерации. 1 июня 2017 года в Массандровском дворце был открыт бюст царя Александра III работы скульптора А.А. Аполлонова.
После распада СССР здание стало достопримечательностью и является пристройкой Дворца-музея и Алупкинского парка. Сегодня в залах созданы обновленные исторические интерьеры и выставлены подлинные экспонаты семьи Романовых.
В музее выставлены уникальные предметы быта: камин, сделанный из цельного куска коричневого мрамора, люстра ручной работы, мебель из красного дерева и зеркала из оригинального интерьера. Сегодня дворец так же привлекателен, как и 100 лет назад. Миллионы туристов со всего мира ежегодно посещают сказочный музей дворца.
Архитектура дворца
Дворец Масандра был построен из натурального камня теплых желто-коричневых тонов. Его внешний вид завораживает своим изяществом и сказочной красотой.
Трехэтажное здание с множеством декоративных деталей венчает пирамидальная крыша. Стреловидные башни и высокие каменные трубы придают сооружению парящий характер. Дворец кажется легким и изящным.
Западный фасад фланкирован открытыми портиками и галереями, балюстрадами и винтовыми лестницами с сетчатыми решетками. Композицию завершает многоярусная культовая крыша, мансарда, резные каменные фронтоны и вазы.
Резные каменные колонны с факельными завершениями служат для световых люков. Архитектор украсил фасады керамической плиткой. Интерьеры украшены витражами и резьбой по дереву с тонкой росписью.
Элементы архитектуры и изобразительного искусства гармонично сочетаются, придавая дворцу неповторимый облик.
С восточной стороны здания находится подпорная стена, построенная с практической целью предотвратить разрушение дворца оползнями и водой, падающей с гор. Она украшена нишами, вазами, высокими колоннами, статуями и фонтанами и гармонично вписывается в дворцовый комплекс. Даже высокий дымоход «камина», стилизованный под минарет, гармонирует с узором черепичной крыши.
Вся поверхность стен графически выложена метлахской плиткой, украшенной декоративными мотивами, ее красота манит, притягивает взгляд.
Потолок покрыт чешуйками графитового сланца. Вокруг дворца расположены 29 скульптур. Среди них статуи Цезаря, Софокла и Эсхила, а под ними ряд скульптур продолжают сатиры и химерические драконы.
Сатиры — это демоны плодородия, все разные, и каждый из них изображен со своим инструментом. Задача химер — отгонять злых духов, поэтому все они очень серьезны и сосредоточены.
Экспозиции
Дворец Масандра поражает своей элегантностью и эклектичностью — он сменил множество владельцев, чьи взгляды на внешний вид здания отразились в интересном смешении архитектурных стилей. Не менее интересны сохранившиеся интерьеры второй половины 19 века, которые составляют постоянную экспозицию музея, занимающего два этажа здания.
Посетители могут полюбоваться различными декоративными элементами, такими как лепнина, фрески, изысканная резьба по дереву и изразцы, которые отражают уровень мастерства и вкус знати того времени. Посетители могут увидеть как официальные помещения (кабинеты, банкеты), так и частные комнаты (спальни). Комнаты обставлены тщательно продуманной мебелью, отражающей различные стили, использовавшиеся для оформления интерьеров на рубеже 19 и 20 веков. На стенах комнат висят картины известных русских художников и портреты членов царской семьи. Здесь также выставлены фарфоровые вазы и столовый сервиз.
На третьем этаже дворца находится художественная выставка, на которой представлены картины и скульптуры украинских художников, работавших в 40-50-х годах двадцатого века.
Они работали в начале двадцатого века. Примеры этих работ показывают, как идеология влияла на искусство того времени.
Помимо замка, особый интерес для многих посетителей представляют окрестности с парком и захватывающими дух видами. Летом в парке можно насладиться красотой и ароматом различных сортов роз. Прогуливаясь по парку, вы можете полюбоваться пурпурными лавандовыми полями и многими другими растениями. Кроме того, во внутреннем дворе сохранились некоторые скульптуры, изображающие фигуры из греческой мифологии.
Время работы Массандровского дворца
Музей открыт семь дней в неделю, основная выставка и экспозиции открыты с 9 утра до 6 вечера с апреля по октябрь и до 5 вечера в остальное время.
Кассы закрываются за 45 минут до закрытия.
Экскурсии с гидом по архитектуре, скульптуре и флоре Массандровского дворца проводятся в 12 часов дня и в 14 часов, при условии, что найдется группа не менее 15 человек.
Массандровский дворец
Сегодня невозможно представить, что Крымский полуостров не был особенно богат и разнообразен по своей природе до его включения в состав Российской империи в 1783 году. Многое из того, чем мы восхищаемся сегодня, было привнесено искусственно. Вклад российской элиты, которая строила здесь свои резиденции и разбивала сады, парки и виноградники, трудно переоценить.
Одним из самых впечатляющих примеров рукотворного чуда является Массандровский дворец, принадлежавший царю Александру III. Он расположен на южном берегу Крыма и сейчас является филиалом Алупкинского музея-квартиры.
Фотографии Массандровского дворца
История дворца
В разное время эта территория принадлежала: Α.А. Афанасьеву:
- французу, принцу Нассау-Зигену;
- помещику М. Никитину;
- знаменитой куртизанке и авантюристке С.К. Потоцкой;
- графине О.С. Нарышкиной (дочери С.К. Потоцкой);
- племяннице Г.А. Потёмкина А.В. Броневской;
- семье Воронцовых.
В 1881 году последний представитель знаменитой мужской линии, С.М. Воронцов, начал новое строительство на месте дома, разрушенного ураганом в 1878 году. Автор проекта, французский архитектор Этьен Бушар, планировал привнести в дом дух рыцарского замка. Но обстоятельства оказались сильнее.
E. Бушар умер в 1881 году, а его заказчик С.М. Воронцов — в 1882 году.
Строительные работы были прерваны на 7 лет. И только в 1889 году участок был приобретен Удельным ведомством специально для царя Александра III. Так началась история Массандры как резиденции императорской семьи.
Новый режим потребовал реконструкции здания, для чего был вызван архитектор М.Э. Месмахер. Был приглашен архитектор М.Э. Месмахер. Он увеличил площадь здания, добавил галереи, балконы, террасы и винтовые лестницы — все в стиле Людовика XIV. Крышу покрыли шиферной черепицей, а стены облицевали желтой плиткой. В результате аскетичный рыцарский замок превратился в прекрасный сказочный дворец.