Этот принцип сходства в изготовлении инструмента очень важен, потому что к игре на трехструнной домре сложнее привыкнуть. Речь идет о размере, строении и звучании.
ВСЕ О ДОМРЕ
Домра — это музыкальный инструмент со струнами. Она относится к группе щипковых инструментов. Старинный народный инструмент состоит из полусферического деревянного корпуса, грифа с несколькими колками и 3 или 4 струн. Для получения звука используются медиаторы и тремоло.
Домбры бывают двух типов: четырехструнные и трехструнные. Первый тип изготавливается пятиголосным и популярен среди белорусов и украинцев. Второй тип имеет четырехголосный строй и чаще всего встречается в России. Семейство домбр входит в состав каждого оркестра русских народных инструментов. Их количество может варьироваться: Обычно до 20 малых, 3-6 басов, 4 и более альтов и не более одного пикколо.
Краткий экскурс в историю
В Древней Руси домбры использовались в основном музыкальными сторожами. Они играли на ней во время своих выступлений. Период наибольшей популярности народного инструмента пришелся на XVI и первую половину XVII века. Об этом свидетельствуют старинные иконы. Однако в 1648 году был издан указ, запрещающий клоунаду. Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, решил реформировать обычаи своих подданных. Так дхомра надолго исчезла со сцены.
Только в 1896 году инструмент был возрожден по инициативе Василия Васильевича Андреева, основателя Императорского оркестра (1888). Талантливые мастера С. Налимов и Ф. Пасербский и другие конструировали трехструнные домбы в четырехструнном строе. Примером их работы стал вятский вариант перестроенной балалайки. Спустя 10 лет российские специалисты сконструировали домбры с 4 струнами.
Лучшей моделью трехструнной домры являются инструменты, созданные С. И. Налимовым. Более 20 лет талантливый педагог работал в оркестре В. Андреева. Прекрасные четырехструнные теноры, альты и трели были сделаны С. И. Сотским. Эти произведения были популярны в русских народных оркестрах Москвы. Они стали образцовыми моделями для производства качественных домр.
Что это такое?
Домбра — это щипковый струнный инструмент, который относится к подгруппе народных инструментов и характерен для южных славян. По конструкции домбра похожа на балалайку и хом, и техника игры также схожа с этими инструментами. Если для натяжения струн используется специальная сетка, то это плавающий инструмент. Джембе используется как сольный инструмент и реже в составе оркестра или ансамбля.
Откуда произошло название: История слова, вероятно, восходит к тюркским языкам, например, в татарском языке встречается слово думбра, которое переводится как «балалайка». Но также в крымскотатарском диалекте есть слово dambura, которое можно перевести как «гитара». В турецком диалекте гитара звучит как тамбура, а казахи называют балалайку домбирой.
Первое официальное упоминание темы героини встречается в судебных записях XVI-XVII веков, где упоминаются домрачеи, то есть музыканты, играющие на домре. Домра была распространенным инструментом среди скоморохов и странствующих музыкантов, простым в использовании и с хорошим звучанием. Струнный инструмент отличался богатством тембра, что позволяло исполнителю аккомпанировать себе во время пения или выступления.
Стоит отметить, что некоторое время игра на добре считалась сугубо мужским занятием. Это было связано с тем, что не существовало правил построения инструмента как такового. Добра всегда была ручной работы, и часто ее изготавливали сами народные мастера благодаря своему мастерству и таланту.
В некоторые эпохи этот инструмент вообще не встречается в архивах, и только в XIX веке он вновь упоминается в письменных источниках. Возможно, такое «забвение» связано с запретом скоморохов и введением цензуры, но, как уже говорилось, высшие и средние классы действительно не знали этого инструмента.
Однако в начале XX века Василий Андреев, возглавивший первый советский оркестр народных инструментов, восстановил историческую форму домры и сумел в определенной степени реконструировать ее звучание. Все это было не совсем близко к оригиналу, поскольку музыкант ориентировался только на старинный джембе, найденный им в Орловской области. Но первый, революционный шаг в новую эру для дхомры был сделан.
Сегодня это национальный инструмент, активно используемый в России, Беларуси и Украине. Его экзотическое звучание привлекает представителей других культур, как Запада, так и Востока, ведь аутентичность сегодня востребована как никогда.
Чем отличается от других инструментов?
Типичный случай — путаница домры и домбры. Здесь все просто: домра — это русский народный инструмент, а домбра — казахский. У домры три струны (редко четыре), а у домбры — две. Наконец, домбра имеет круглую форму, а ее казахская «сестра» — каплевидную.
Балалайка также сильно отличается. Корпус балалайки треугольный, спинка ребристая, слегка изогнутая и состоит из клепаных пластин. У балалайки три струны, и ее звук часто описывают как «пронзительный», в то время как домба имеет более мягкое звучание. По мнению экспертов, эти два инструмента являются двумя версиями одного и того же музыкального инструмента.
Домбра считается предшественницей балалайки.
Другой инструмент, который для неспециалистов не так уж сильно отличается от домбры, — мандолина. Ее предшественницей является лютня, которая очень популярна в Европе. Мандолина имеет 4 двойные струны (то есть всего 8) и выглядит иначе, верхняя дека изогнута. Но инструменты похожи тем, что на них играют в основном плектром. Можно назвать джембе и мандолину дальними родственниками.
Как устроена домра
Домбра не сложна по своей конструкции. Она состоит из:
- из корпуса;
- грифа;
- головки с колковым механизмом;
- порожков;
- струн.
Корпуса, который состоит из 7 частей (заклепок) и изготовлен из березы. В верхней части находится дека, а по бокам корпуса — ребра.
В средней части деки находится резонатор и 6 небольших резонаторных отверстий.
Корпус представляет собой жесткую деревянную или пластиковую пластину, которая защищает динамик от ударов. Задача верхней и нижней пластин — направлять струну. Кожух предотвращает ее соприкосновение с декой и передает вибрации на корпус.
На верхней части грифа находится металлическое тональное колесо. Расстояние между двумя дорожками — это упор. Стопа измеряется от верхнего упора вниз. У грифа есть головка, где расположены ручки настройки для навивки и регулировки натяжения струн.
Верхний упор — это точка соприкосновения головной части и грифа, которая влияет на расстояние между струнами и грифом. На верхней части грифа находится опорная пластина. Ее центр находится на 12-м ладу. Наклейки на верхней части помогают при настройке и выравнивании тона.
Все детали Domra изготовлены из хорошо просушенного дерева. Корпус и задняя часть изготовлены из клена. Дека изготовлена из ели или елового дерева, топ и порожки — из твердой древесины или черного дерева. Рукоять изготовлена из клена.
Струны изготавливаются из стали, реже из пластика. Диаметр струн варьируется:
- первая струна сечением 0,3 мм;
- вторая — 0,4;
- третья — 0,56.
Чтобы придать инструменту особое звучание, третью струну обтягивают шелком. Струны закрепляются кнопками, которые продеваются через прорезь в основании и соединяются с вилкой настройки.
Как звучит домра
Плотно натянутые струны создают резонирующий, громкий, но быстро затухающий звук с бархатистым, теплым фоном.
Развитие различных типов инструментов расширило диапазон использования этого инструмента. Его трепетное и интимное звучание позволяет играть на нем как на главном инструменте в оркестре.
Басовая домра звучит мягко и величественно, но несколько тяжеловато в низких нотах. Чтобы придать ей приглушенный звук, на ней играют кожаным медиатором. Пикколо имеет сильный и грубый голос и звучит на октаву выше, чем написано в нотах. Тенор, альт и контрабас звучат на октаву ниже.
Описание
Струнный щипковый инструмент, относящийся к подгруппе народных инструментов и характерный для восточнославянских народов. По конструкции и технике игры он похож на балалайку — специальным плектром, который касается струн. Такой способ игры называется «перьевым».
Обычно используется для сольного исполнения любого текста с аккомпанементом, реже — в составе ансамбля или оркестра народных исполнителей.
Как представитель семейства струнных, он требует особого подхода к изучению и использованию. Благодаря своей акустике и умелым рукам она способна вызывать у человеческого уха удивительные, необычные звуки.
Откуда пошло название
Название произошло от адаптации нескольких слов из тюркских языков, означающих струнные инструменты. В татарском языке, например, есть слово думбра, которое переводится как «баллада». В крымскотатарском диалекте есть слово dambura — «гитара». В турецком языке есть слово «тамбура», которое также означает гитару. В Казахстане балалайка называется «домбира». Калмыцкий вариант — «домброт» (тоже балалайка).
Статья представляет интерес для всех, кто интересуется историей и теорией народной музыки. Первые упоминания встречаются в судебных документах XVI и XVII веков, где говорится о домрах — музыкантах, играющих дома.
Этот инструмент был особенно популярен среди скоморохов, бездомных шутов и балагуров. Причиной тому были его простота и удобство в использовании, хороший звук и довольно богатые тональные возможности, позволявшие играющему аккомпанировать себе при исполнении песни или легенды. Каждая из них изготавливалась вручную в домашних условиях. Часто исполнители сами изготавливали инструмент или заказывали его.
Долгое время эта профессия считалась недостойной человека высшего и среднего класса. Вскоре упоминания о ней исчезли в исторических документах, а к XIX веку о ее существовании уже никто не знал. Это было связано с введением цензуры и активной охотой на дураков, и этим инструментом больше никто не пользовался. С исчезновением шуточных песен как жанра, домбра на некоторое время была забыта даже среди потомков некогда знаменитого Геша.