Доклад о саратовской гармошке. Памятник саратовской гармошке.

Модель была сделана из глины, а сам памятник высечен из бронзы в городе Жуковский Московской области, откуда автор сам привез его в Саратов. Высота памятника составляет 3 метра 40 сантиметров, а вес — 750 килограммов. Стоимость изготовления скульптуры составила около 1 миллиона рублей.

Доклад о саратовской гармошке

Саратовская гармошка или, как говорят, саратовская гармошка известна по всей России. Саратовский баян можно узнать не только по первым нотам, но и с первого взгляда: Прикрепленные к корпусу колокольчики сразу бросаются в глаза. Почти забытая на рубеже веков, эта гармошка сегодня переживает второе рождение на волне интереса к русским народным инструментам. Она привлекает внимание буквально всем: уникальным внешним видом, уникальным звучанием и уникальной историей, которая тесно переплетена с историей нашей страны и насчитывает почти полтора века. Но многие ли саратовцы знают, откуда появилась саратовская гармонь, кто ее создал, как и где ее строили, кто из знаменитых играл и пел на саратовской гармошке. В этой статье вы узнаете все о саратовской гармонике, здесь и история саратовской гармоники и ее настоящее. Саратовской гармошке установлен памятник на главной пешеходной зоне Саратова — проспекте Кирова, а также открыт музей саратовской гармоники. Саратовская гармонь является одним из важнейших символов города, наряду с саратовским калачом и саратовским производством игрушек.

В Россию, несмотря на то, что существовали и настольные гармоники, гармоника пришла из Германии, где она была изобретена и изготовлена в 1822 году мастером-инструменталистом Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманом, родившимся в Фридрихроде (Тюрингия). Корпус гармошки ручной работы состоит из двух частей, соединенных кожей. Правая клавиша используется для воспроизведения мелодии. Клавиши открывают клапаны и проталкивают воздух через язычки, которые играют, создавая музыку. На левой стороне корпуса находятся клавиши для аккомпанемента. Трости расположены попарно: одна звучит при сжатии кожи, другая — при ее растяжении. Когда они настроены в унисон, и растяжение, и натяжение мехи звучат на одной высоте, но когда они находятся на разных высотах, гармоники звучат по-разному. Эта схема используется при построении обертонов в Туле, которые впервые появились в 1830-х годах. Другая форма — когда язычки настроены в унисон, она более прогрессивна и использовалась на гармонике и вологодской летописи, баяне и аккордеоне. Гармонь полюбилась русским за свою простоту и громкий звонкий звук, на ней можно танцевать и петь песни, и, конечно, сыграть мелодию на улице — это просто мечта. В течение последующих 100 лет в разных регионах России появились многочисленные экземпляры гармоник с различными конструкциями и звучанием: Тула, Череповец, Вятка, Ливенск, Елец и многие другие, и, конечно же, Саратов.

Затем на Никольской были открыты лаборатории Д. Жаркова, Г. Гвоздева и А. Емельянова, а лаборатория С. Борисова располагалась у Глебучева оврага. Недалеко от Глебучева оврага находилась лаборатория С. Борисова. До наших дней сохранились отдельные экземпляры саратовских гармоник, построенных Николаем Корелиным или его учениками Дмитрием Шарковым и Крисаном Артемьевым. В начале XX века в Саратовской области работало около 40 мастеров-гармонистов. Эти первые гармошки были не такими, какими мы привыкли их видеть в середине XX века. Они были маленькими и не имели металлической поверхности. Корпус гармошки был цветным (окрашенным и покрытым лаком), на специально заказанный инструмент наклеивался шпон ценных пород дерева, а поверхность украшалась инкрустацией с изображением смычка и двух рук — верхней и нижней. В 80-х годах XIX века в областных городах Саратовской, Вольской и Хвалынской губерний, а также в деревнях появились учителя-колдуны. Корпус инструмента изготавливался из ясеня и украшался резными пластинами из ореха, медными, мельхиоровыми и стальными пластинами. Кожа изготавливалась из картона, шелка и атласа. Колокольчики изготавливались из меди. В это время саратовские столяры начали изготавливать аккордеон. Инструмент стал настоящим произведением искусства. Например, корпуса гармошки Никанора Удалова славились не только в России, но и за рубежом. Существуют документы, подтверждающие, что саратовскую гармонь даже собрали из ее скелета в Америке.

Это интересно:  Настройка гитары по тюнеру. Как настроить гитару.

История

Как и у многих оригинальных инструментов, точной даты истории саратовской гармоники не существует. Однако сохранились документы, в которых упоминается о ней впервые. В одной из газет 1866 года была опубликована статья о корабле, который проходил мимо города Вольска. Пассажиры корабля просили подойти ближе к берегу, чтобы насладиться невероятным звучанием органа.

В конце 50-60-х годов XIX века братья Карелины изменили внешний вид гармошки, которую делали мастера из Тулы. Официальное производство было начато Н. Г. Карелиным в 1889 году. Первоначально мастер изготавливал все инструменты на заказ: для солдат, артистов и трактирщиков.

К 1980-м годам производство инструмента возросло, и в Саратовской губернии появились новые мастера. Корпус аккордеона изготавливался из ясеня. Орнамент мог быть выполнен из различных пород дерева или с металлическими вставками. Кожица делалась из картона, атласа и шелка. Ни одно торжество или свадьба не проходили без этого живого инструмента. Гармонь любили все народы, населявшие Россию. Даже в самых отдаленных уголках: на Дальнем Востоке, в Сибири и на юге нашей Родины под аккомпанемент саратовской гармошки звучали радостные песни и шлягеры.

Через несколько десятилетий этот инструмент стал известен и за рубежом. Есть сведения о производстве гармошек с джинглами в США.

В советский период официальное производство прекратилось. Представители пролетариата называли гармонь инструментом для хулиганов и бандитов. Но благодаря Н. В. Луначарскому инструмент вернул себе былую славу и почет. С 1929 года производство волынок стало уже не ручным, а промышленным.

Первое концертное выступление за рубежом в сопровождении гармоники с колокольчиками состоялось в 1959 году в столице Чехии. В 60-е и 80-е годы XX века инструмент активно экспортировался за рубеж. Музыкальные магазины в Польше, Германии и других европейских странах выставляли гармонику.

Благодаря верным любителям и почитателям, инструмент до сих пор жив и радует своими мелодичными напевами. В 2014 году гармонь представляла регион на XI зимних Олимпийских играх в Сочи. В 2015 году она была названа самым главным сувениром Саратовской области.

Как искать интересные места на сайте

Чтобы найти нужную информацию, введите слово или фразу и нажмите кнопку «Поиск». Поиск основан на полном совпадении термина, поэтому лучше вводить два или три слова, например, «база отдыха чардым» — 2 варианта. Если ввести очень просто, например, «лес», то вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как название, адрес, вхождение в текст и так далее.

Нет различия между верхним и нижним регистром, то есть вы можете писать как заглавными, так и строчными буквами.

Поиск достопримечательностей по району

Доклад о саратовской гармошке. Памятник саратовской гармошке. 2

Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации необходимо нажать на нужное значение в окне «Выделить область». Поиск осуществляется для всех мест и населенных пунктов, которые относятся к выбранной области, за исключением некоторых мест, которые охватывают несколько областей, например, реки.

Список содержит все записи, в которых адрес относится к выбранной области, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а также некоторый результат

История саратовской гармошки Саратовская гармошка – это гармоника с однорядной правой клавиатурой ну и разумеется с заливистыми колокольчиками

История саратовской гармошки Саратовская гармошка – это гармоника с однорядной правой клавиатурой ну и разумеется с заливистыми колокольчиками

Саратовская гармонь — это гармонь с однорядными клавишами в правой руке и, конечно же, с колокольчиками. Впервые она появилась в 1855-1 856 гг. А первое упоминание о «гармошке с колокольчиками» в прессе появилось в 1866 году в газете «Саратовский информационный бюллетень». Согласно газетной статье, пассажиры парохода, плывшего по Волге в районе Волчка, попросили своего капитана подойти ближе к берегу, чтобы услышать игру «гармошки с колокольчиками».

Это интересно:  Как выглядит музыкальный инструмент зурна и как он звучит. Что такое зурна.

В начале XX века в нашем городе гармошки делали 8 мастерских, а в одной только Саратовской области работало 40 кузнецов-молотобойцев. Мастерские были небольшими. Основную работу по изготовлению пресс-боксов выполнял сам мастер, которому помогали талантливые мастера и подмастерья. Известными и уважаемыми были талантливые мастера Жаров Д., Карелин М., Артемьев Х., Темяков М., Ножкин В., Ремезов В. и др.

В начале XX века гармошки в нашем городе производили 8 мастерских, а всего в

В начале XX века гармошки в нашем городе производили 8 мастерских, а всего в

— Цимбалы — символ Саратова. Так ли это и сегодня?

У каждого инструмента своя история

— Цимбалы — это своего рода музыкальный символ Саратовской области. Не зря говорят: новое — это хорошо забытое старое. Я вам скажу: гармонь умеет за себя постоять! Саратовская гармонь не раз доказывала это на различных фестивалях. В других городах есть свои варианты этого музыкального инструмента, но саратовская гармонь отличается своими уникальными характеристиками: она ярче, имеет неповторимый тембр, громкость, пять голосов одновременно. Сама гармонь не является брендовой. Главную роль играет музыкант, баянист. Нужно поддерживать ансамбли и исполнителей, продвигать инструмент, знакомить с ним людей. Тогда гармонь и дальше будет одним из символов Саратова.

— Есть ли у вас ученики?

— У меня большой опыт, за годы работы я разработал свой собственный метод преподавания. Я мог бы преподавать в музыкальных школах и клубах, но сейчас требования к преподаванию довольно жесткие. Сейчас я даю только частные уроки.

Александр Ванюшкин (справа), его друг, с которым он возит в зону СВО гуманитарную помощь (в центре).

— Приносит ли вам гармоника доход?

— В настоящее время я являюсь профессиональным концертным исполнителем и руководителем инструментального ансамбля «Серебряный звон» и получаю зарплату. Кроме того, я реставрирую инструменты и продаю гармоники.

— У вас есть свой музей роллингов. Расскажите нам о нем.

— Я организовал его в 2012 году и назвал его «Концерт-выставка Сергея Шалимова». Это передвижная выставка — концерт для любой аудитории — взрослых и детей. В музее более 20 гармоней: малая, большая, саратовская, тульская. Есть и очень старые, очень ценные экземпляры. Я играю на них всех и рассказываю людям, чем они отличаются. В коллекции есть и другие музыкальные инструменты, у каждого из которых своя история. Я создал музей на свои собственные деньги. Сейчас мне помогает мой младший сын Никита, аккордеонист и студент консерватории. Главная цель музея — популяризация инструмента и сохранение уникальных экспонатов и культурных традиций Саратовской области. Я вижу, что такая форма оправдана.

— Как вы думаете, что самое главное в гармошке?

— Людям всегда нужны были хлеб и цирк. Хлеб в Саратове — это традиционный калач, а шоу создает гармонь. С тех пор как существует саратовская гармонь, она делает людей счастливыми и помогает им. На ней с удовольствием плясали многие легендарные личности, в том числе Чапаев, у которого в полку был гармонист. Гармонь поднимала боевой дух, в перерывах между боями во время Великой Отечественной войны проводились концерты. На фронт уходили концертные бригады с нашей землячкой Лидией Руслановой, она дала более тысячи концертов и любила петь на саратовской гармошке. Музыка существует для того, чтобы вызывать в людях эмоции и теплые чувства. Ни один праздник не обходится без гармошки, потому что она не знает грустных нот.

Доклад о саратовской гармошке. Памятник саратовской гармошке. 3

— Вы выступали в Германии. Не могли бы Вы рассказать нам об этом?

Это интересно:  Особенности бансури индийская флейта слушать. Индийская флейта слушать.

«Главное хобби — радовать людей!»

— Я часто слышал об уличных музыкантах и всегда хотел попробовать сам. Я начал играть на проспекте Кирова в Саратове. Потом наступили тяжелые времена. По профессии я был инженером-электриком и работал на заводе. В 1994 году мне урезали зарплату. И я стал думать, как заработать на жизнь, ведь у меня была семья. Мы с другом-аккордеонистом решили поехать на международную выставку художников в Дюссельдорф. Мы работали три дня, а потом поехали в Бремен. Ночь мы провели на вокзале, потому что нам некуда было идти. Мы пошли на пешеходную зону, там были музыканты. Я предложил попробовать тоже, нам нельзя было терять время. Люди приходили, бросали деньги в….. Была огромная толпа зрителей, через которую было трудно пробиться. Это был очень интересный опыт. Мне предлагали купить за большие деньги старинный аккордеон мастера Емельянова, но я отказался, потому что это жемчужина моей коллекции. И правильно сделал! Через месяц на выигранные деньги мы купили машину и увезли ее с собой домой.

— Из чего состоит ваш репертуар?

— В настоящее время я исполняю очень разные композиции, мой репертуар очень разнообразен. Мне приходится удивлять публику! Я играю не только на саратовской гармошке, но и традиционные хиты, классические произведения, современные эстрадные мелодии, песни из различных фильмов. Для детей играю песни из советских мультфильмов. Стараюсь подобрать репертуар, который понравится людям всех возрастов.

— Какие у вас увлечения, помимо игры на гармошке?

— Я люблю кататься на лыжах. Я мечтал проехать на велосипеде по Европе, играя на гармошке для людей и останавливаясь по пути. Но мое главное хобби — делать людей счастливыми своим искусством, это то, во что я верю.

— Какие действия предпринимаются сейчас для распространения саратовской гармошки?

— В декабре 2022 года у меня была возможность выступить на заседании городской Думы. Выступали мы с сыном, сыграли два концертных номера. Я обозначил проблемы, главная из которых — нехватка кадров. На весь город осталось всего семь-восемь аккордеонистов. Нужно готовить новых людей, создавать новые коллективы, передавать саратовскую гармонь через века. Нельзя допустить, чтобы она ушла в прошлое. Я также хочу предложить, чтобы в каждой школе проводились тематические мероприятия, посвященные саратовской гармошке. Сейчас я часто играю для детей, и им это очень нравится. Я стараюсь выбирать известные песни, мы вместе поем песни из мультфильмов, «Катюшу». Ведь чтобы влюбиться в этот инструмент, нужно сыграть на нем хотя бы один раз.

— Какой совет вы бы дали людям, начинающим заниматься музыкой?

— Я бы сказал, что каждый должен заниматься музыкой, потому что она стимулирует мышление, вызывает положительные эмоции и объединяет людей. Когда вы играете на губной гармошке, люди объединяются вокруг вас. То же самое происходит и с другими инструментами. И я хочу своим примером показать людям, что они преданы своему делу.

Сергей ШАЛИМОВ, родился 20 сентября 1964 года в Саратове, образование: инженер-электрик. Музыкой начал заниматься в 10 лет в Саратовском ансамбле аккордеонистов Саратовского культурного центра «Россия», принимал участие в фестивалях, спектаклях и конкурсах города и области. С 1992 года работает в ансамбле народной музыки «Кристалл-Балалайка», принимал участие в программе «Русские вечера на Кипре». Принимал участие в юбилейной телепередаче «Играй, гармонь любимая! 30 лет в эфире». Выступал с концертами в Германии, США и Словакии. Лауреат и дипломант городских, областных и всероссийских конкурсов. С 2016 года является руководителем ансамбля «Серебряный звон».

Оцените статью
Добавить комментарий