Логическая память и ее развитие. Механическая память это.

Существуют различные виды, в зависимости от цели деятельности человека. Если говорить просто: нужно мне это или нет? То память человека в этом случае зависит от этого: стоит ли что-то запоминать или нет.

Логическая память и ее развитие

Память — это основа психологического функционирования человека. Без нее у человека нет прошлого, он не может правильно мыслить и теряет будущее. Благодаря памяти мы можем связывать события, делать выводы, учиться и полноценно существовать.

Память формирует наше сознательное и подсознательное мышление, поэтому очень важно ее тренировать. Существует много видов памяти, но самыми важными являются логическая память и механическая память.

Сегодня интернет-издание estet-portal.com раскроет секреты того, как не только делать заметки и запоминать дела, но и как избавиться от постоянных напоминаний в телефоне и упростить свою жизнь.

Основные отличия логической памяти от механической

Помните: Почему мы так четко помним определенный момент или слова песни? Потому что мы пережили это, и поэтому оно приобрело сильную эмоциональную окраску. Именно это и отличает рациональную память — ее восприятие на уровне чувств.

Логическая или семантическая память — это тип памяти, основанный на понимании и ассоциациях. При логической памяти материал полностью осознается и сохраняется на всю жизнь, а не просто запоминается и забывается, как только заканчивается то, что нужно запомнить.

Разница с механической памятью заключается в том, что материал или информация сохраняются именно в том виде, в котором они представлены, без анализа или понимания. Другими словами, механическая память — это заучивание. Но это не всегда так плохо, как кажется. Она полезна для изучения языков, для выполнения автоматических задач, для занятий спортом, для запоминания названий улиц и номеров.

Но объем механической памяти меньше, чем объем логической памяти. Поэтому, чтобы облегчить жизнь, важно тренировать логическую память, чтобы не читать информацию дважды и использовать ее на протяжении всей жизни.

Память также делится на непроизвольную и добровольную. Непроизвольная память сильно развивается в детстве, когда запоминание происходит автоматически. Позже в жизни ее сила снижается. К непроизвольной памяти относятся механическая память и логическая память.

Подписывайтесь на нас в Instagram.

Механическая VS логическая

В общей классификации механическая память и логическая память различаются в основном по следующим признакам

Сравнение механической и логической памяти

Оба типа особенно важны на этапе обучения для школьников и студентов, которым приходится запоминать большой объем материала. По этой причине в разных возрастах проводится психолого-педагогическое исследование логической и механической памяти, чтобы определить, какой из двух типов преобладает, и наилучшим образом использовать их в процессе обучения.

Если у ребенка в начальной школе преобладает механическая память, это не проблема. Но такой результат теста — сигнал для родителей и учителей, что нужно сосредоточиться на развитии логической памяти. Ребенка следует научить устанавливать смысловые связи и использовать их для запоминания необходимой информации. Это облегчит его дальнейшее обучение.

Но преобладание механической памяти в подростковом возрасте — это уже серьезная проблема. Это еще не патология, но уже далеко от нормы. Дети, обладающие таким преимуществом, иногда даже отличники. Но большую часть времени они проводят за учебой, что приводит к синдрому хронической усталости. Это приводит к развитию дистонии мочевого пузыря: скачкам давления, кровотечениям из носа, головным болям и частым инфекциям. Причина в том, что объем знаний в школе огромен, и требуется много времени, чтобы усвоить их механически, не задумываясь. Поэтому важно, чтобы дети развивали оба вида памяти.

Это интересно:  Исполнение всех желаний с помощью медитаций. Медитация исполнения желаний сверх медитация.

Характеристика

Логическая память и ее развитие. Механическая память это. 2

Характеристики механической памяти следующие:

  • она всегда произвольная, то есть осуществляется сознательно, имеет цель (выучить конкретный материал), использует для её достижения специальный приём (многократное повторение), требует наличия волевых усилий;
  • чаще всего она вербальная (заучиваются именно слова) — в отношении движений, запахов, мелодий действует больше процесс приобретения профессиональных навыков;
  • она кратковременная: если стихотворение или новое иностранное слово не повторять, они забудутся;
  • её объёмы ограничены: за 1 раз каждый человек может выучить только определённое количество слов, формул, четверостиший.

Механическая память также характеризуется тем, что она полностью податлива. Если кто-то сначала по ошибке запомнил искаженный фрагмент информации, то впоследствии он воспроизведет его таким же образом, поскольку не осознает неточности. Примером может служить изучение иностранного языка. Если слова сразу заучиваются в неправильной транскрипции, это произношение впоследствии закрепится в коре больших полушарий, к рецепторам которых подключен МП, и переучить его будет гораздо сложнее, чем сразу выучить все правильно.

Примитивная и непластическая форма МП подтверждается многочисленными экспериментами. Если хоть немного изменить условия воспроизведения усвоенной таким образом информации, человеку будет трудно выполнить поставленную перед ним задачу. Например, если его попросят прочесть стихотворение, изменив расположение четверостиший в нем, или подставить одно из значений в формулу, или изменить настройки тренажера. Результат будет один и тот же — ошибки и постоянные заминки.

Все вышеперечисленные характеристики должны учитываться учителями при обучении. Не следует давать детям слишком много материала для автоматического запоминания. Чтобы оба вида памяти (механическая и логическая) развивались гармонично, необходимо, чтобы:

  • научить ребёнка ставить перед собой цель в соответствии с задачей, которую дал учитель (выучить формулу/стихотворение/слова по-английски);
  • помочь ему в освоении приёма многократных повторений (чтобы запомнить материал не за 10 раз, а за 2-3);
  • тренировать силу воли;
  • развивать вербальную систему восприятия;
  • научить переводить МП из кратковременной в долговременную путём постоянного повторения заученного материала.

В процессе обучения, начиная с начальной школы, логическую память ребенка следует развивать постепенно, чтобы к 10-11 годам она преобладала над механической. Но и последней не следует пренебрегать. Обе они играют разную, но важную роль в формировании и становлении всесторонне развитой и успешной личности.

Некоторые приемы, способствующие развитию словесно-логической памяти

  • Разучивание стихов и песен.
  • Составление рассказа по картинке.
  • То же, но с опорой на ряд картинок, логически складывающихся в рассказ.
  • Рассказ-описание «Что я видел сегодня на прогулке».
  • Пересказ или обсуждение мультфильма, или фильма, или книжки.

Стоит отметить, что взрослые, разговаривая с малышом, не должны искажать или упрощать слова, «шепелявить». Правильное произношение всех слов родителями также помогает ребенку приобрести словесно-логическую память.

Для детей постарше, независимо от их возраста:

  • Написание конспектов в процессе изучения учебного (да и просто нового, важного) материала.
  • Подчеркивание в конспектах и книгах (разумеется, только в личных) основных, ключевых мыслей.
  • Пересказ содержания учебного параграфа, или познавательной статьи, или фильма, или книги.
  • Обсуждение прочитанного или просмотренного.
  • Максимально точный пересказ новостных сообщений.

Об упражнениях, полезных для развития памяти и подготовки к продуктивному запоминанию, вы также можете прочитать в нашей статье Упражнения для улучшения памяти. На нашем сайте также есть ряд упражнений для развития памяти.

Вербально-логическая память связана с левым полушарием мозга, которое отвечает за язык, анализ, логику, детали и абстракцию. Левое полушарие отвечает за построение логических процессов, аргументов, алгоритмов принятия решений и рассуждений. Правое полушарие, которое отвечает за интуицию, творчество и адаптацию, позволяет целостно воспринимать сложный и разнообразный мир, то есть является необходимым дополнением к левому полушарию.

Это интересно:  Разряды сварщиков, категории, зарплата, плюсы и минусы профессии. Сколько разрядов у сварщика.

Для развития таких важных функций мозга, как память, внимание, мышление и восприятие, очень полезно использовать тренировку мозга в играх-тренажерах для мозга онлайн.

Желаем вам больших успехов в саморазвитии!

Читайте также: медикаментозное лечение аутизма, СДВГ, СДВГ, дизартрии

Специальные упражнения

Процесс развития словесно-логической памяти часто начинается в дошкольном или младшем школьном возрасте. Обязанность родителей — всеми доступными средствами поддерживать детей в развитии этого вида памяти, поскольку вся школьная программа построена на умении детей читать, анализировать, запоминать и воспроизводить информацию. Особенно важно работать с детьми, имеющими языковые проблемы, поскольку они хуже запоминают новые слова, учат стихи и пересказывают истории и события.

Дети общаются

  1. Выполни поручение. Ребенку необходимо всего один раз озвучить последовательность действий, которую он должен выполнить: пойди на кухню, открой холодильник, в холодильнике овощной ящик, в котором возьми красное и зеленое яблоко, помой яблоки, возьми полотенце, вытри их и принеси в комнату, красное отдай маме, а зеленое кушай сам, или наоборот. Ребенок должен запомнить и проделать весь алгоритм, если не получается с первого раза – продолжать тренировки. Поручения, конечно, со временем нужно менять и усложнять.
  2. Тренируйтесь пересказывать. Читаете тексты и просите ребенка пересказать, если не получается, читайте снова. Задавайте вопросы по тексту, которые стимулировали бы мыслительную деятельность – как ты думаешь, почему так ответил главный герой? На какую сказку похожа ситуация и т.п. Отвечая на вопросы, ребенок учится размышлять, делать выводы, формулировать высказывания.
  3. Семь фраз. Назовите ребенку семь фраз, например: собака лает, мальчик плачет, огонь горит, зимой холодно, летом жарко, день рождения, завтра выходной. Пусть к каждой фразе ребенок нарисует картинку, которая бы помогла ему вспомнить словосочетание. По окончании работы пусть по картинкам воспроизведет все фразы, при необходимости помогите. Повторите задание и на следующий день – вспомнит или нет?
  4. Мозаика. Так называется задание, в котором нужно, чтобы взрослый задал ребенку несколько разных слов, штук 7-10, а ребенок должен объединить их единым рассказом. То есть придумать историю со смыслом, в которой фигурировали бы указанные слова.
  5. Сгруппируй слова. Придумайте 5-10 слов, которые можно было бы разбить на группы: чашка, попугай, стол, синичка, вилка, диван, кресло, ласточка, сковорода, доска. Дайте ребенку задание вначале повторить последовательность, а потом разбить ее на логические группы. Пусть попробует сделать это самостоятельно, наверняка он будет объединять их в разных вариациях, но это только на пользу, поскольку означает, что ребенок думает. Если попытки ни к чему не приведут, подскажите группы – мебель, птицы, кухонная утварь.
  6. Что услышал? Нужно выбрать интересное стихотворение и не спеша прочитать его ребенку, а затем попросить изобразить (можно схематически) все предметы или животные, которые фигурировали в стихотворении.
  7. Ответь на вопрос. Задание практически школьное. Необходимо ознакомиться с текстом и ответить на вопросы по нему, как на прямые, так и на те, которые потребуют размышления. Ребенок обязан научиться читать, понимать материал и находить в нем ответы насколько угодно сложные вопросы.
  8. Ассоциации. Подготовьте картинки с различными изображениями, подберите к ним логические слова. Например: картинка елка, слово Новый год, чашка – чай, молния – дождь и т.д. разложите картинки перед ребенком и зачитайте слова, пусть продемонстрирует свои ассоциации. Затем объясните по какому принципу осуществляется подбор, и попросите дополнить картинки еще и другими ассоциативными словами, а не только теми, которые назвали вы. Елка – Новый год, дрова, гнездо птицы, хвоя, лес, пикник.
  9. Много специальных игр на .
Это интересно:  Медитация благодарности — польза медитаций благодарения утром и перед сном, как прийти к гармонии души. Медитация благодарности вселенной.

Примеры некоторых видов памяти

Мы видим, что существует множество видов памяти, которые перекрывают и дополняют друг друга. Ниже приведены примеры того, как работает этот ментальный процесс. Я опишу несколько ситуаций, в которых задействованы различные виды памяти

Как работает вербально-логическая память? Вам нужно выучить наизусть стих:

Я пришел к вам с приветствием,

Чтоб сказать тебе, что солнце взошло,

Что жаркий свет солнца

На листьях, что трепещут….

Вот как работает устная форма: Сначала повторите первую строфу, затем первые две, затем первые три, затем первые четыре. После этого повторите всю строфу несколько раз, а затем переходите ко второй строфе. Это работает, но недолго. Это называется накоплением.

Логический взгляд работает по-другому. Мы ищем связи между причиной и следствием. Он пришел из вежливости и поприветствовал: «Я пришел, чтобы увидеть вас и поприветствовать». Он ушел рано утром: «Чтобы сказать вам, что солнце взошло». И он увидел красоту природы: «Что трепещет теплым светом на листьях».

Косвенное запоминание: возьмите один и тот же стих. Чтобы легко его запомнить, можно использовать не только логику, но и мнемонику. Например, делайте зарисовки стиха: В «Я пришел к вам с приветствием» нарисуйте человека с большим ртом (такое приветствие). В стихотворении «To say the sun has risen» нарисуйте солнце над облаком. В «Что трепетало на листьях теплым светом» — лист, стрелы на земле в 2-х направлениях и огонь наверху.

Пример эмоциональной памяти. В жизни он встречается довольно часто. Особенно у чувствительных людей. Ребенок не помнит, что именно сказал папа, но на всю жизнь запоминает, как он чувствовал себя неудачником, помнит стыд, чувство вины и т.д.

Или, наоборот, он помнит, как важна была поддержка родителей, когда он не выиграл конкурс. И на всю жизнь он усвоил, что все могут совершать ошибки. Но одни, совершив ошибки, не пытаются их повторить, а другие исправляют их и добиваются большего. Это и есть работа запомненных и сохраненных эмоций.

Заключение

Память — это очень сложный когнитивный процесс. Иногда она нас разочаровывает, иногда уводит от чего-то, а иногда ведет к чему-то. Все зависит от того, какой вид памяти мы используем и насколько мы ее развиваем. Память можно развивать и тренировать. Это можно делать, например, с помощью онлайн-тренажеров.

Чтобы узнать, на каком уровне она у вас работает, посетите подборку тестов на память. Результаты покажут, что вам нужно улучшить.

Кстати говоря, у меня уже есть для вас несколько инструментов для улучшения памяти.

  1. Овладеть мнемотехниками и применять их в жизни.
  2. Запоминать важную информацию в больших количествах.
  3. Быстро и легко учить иностранные языки.
  4. Эффективно воспринимать что-то новое.
  5. Быть впереди всех по запоминанию.
  1. Быстро запоминать имена новых знакомых.
  2. По лицу сразу вспоминать имя.
  3. Узнавать знакомых среди толпы.
  4. Узнавать внешность по фамилии или имени.
Оцените статью
Добавить комментарий